Во славу Господа нашего, от которого мы черпаем силы, мы доносим до всех заинтересованных лиц, кем, когда и как Орден Архангела Михаила Архистратига был создан. В год 1312, месяц декабрь, числа 12 Пресвятой Отец наш, Папа Римский Юлий II указал, дабы был создан Орден, братья которого уничтожали нежить богомерзкую, порождения Зла на трактах и весях, на всех землях мира христианского, где чтут Христа и Папу. Первыми среди равных на земле Англии были названы Робер де Краон, Андре де Монбар, Одо де Сент-Аман, Филипп де Плесье, Тибо Годен и Рено де Три. Великим Магистром был наречен Гийом де Соннак.
И первым свои решением Капитул постановил принять следующий Устав.

Устав

Это - Устав братьев, состоящих в Братстве Михаилитов.

Во славу Господа нашего, дающего нам силы в нашем служении. Здесь начинается Устав Братства Чародеев, который разделен на три части. Первая часть рассказывает о служении делу Ордена. Во второй говорится о том, как Братство должно быть устроено. В третьей говорится о правилах, которые должны соблюдать братия.

I. О служении Ордену.

Есть три вещи, которые является основополагающими для любого брата, и они прописаны в этом правиле. Первое - пожизненное служение делу ордена, второе - служение на благо людей, то есть оказывать помощь тем, кто нуждается в защите, помощи и спасении до самой смерти. Третье - стяжание славы Ордена, прославление его деяниями и помыслами. Эти три вещи формируют и делают посвященных подобными первым среди равных, который до самого своего последнего вздоха занимались служением ордену и не предавали его, помогал своими знаниями и умениями людям и стяжали славу для Ордена. На эти три вещи, полностью опирается сила этого правила и они должны оставаться неизменными, так чтобы Капитул Ордена не имел власти освобождать кого-либо от этих трех вещей, ибо, если нарушена одна из них - нарушено все правило.

II. О титулах и светских правителях

Пусть будет установлено, как писано в Уставе, что братья, избравшие стезю мракоборца и примкнувшие к Ордену, будь они высокого или низкого рождения, отказываются от всех наследственных прав и обязательств, из семьи исторгаясь, не принимают ни долгов, ни титула, ничего иного от своей семьи. Также не занимают светские должности и не присягают никому из владык, а только могут выступать советниками короля или другого светского князя, господина либо коммуны.

III. О том, что дозволено владеть собственностью, наследством и землей сообща

Братья, по причинам больших затрат, возникающих от нужд столь многих братств, а также адептов и фактотумов, могут владеть сообща и вместе во имя Ордена, движимым имуществом и наследствами, землей и полями, винокурнями, мельницами, крепостями, деревнями, и другими подобными вещами, которые дозволены их привилегиями. Каждому брату дозволено иметь в личной собственности хижину, башню, дом или иное место для ночлега и проживания. Каждый брат, буде он этого возжелает, может заключить брак перед лицом Господа нашего и получить от Ордена земельный надел и дом, содержание которого полностью возлагается на брата. В таком случае, вступивший в брак обязуется прислать для обучения в Ордене одного из своих сыновей.

IV. О свободе обвинять и отвечать на обвинения в законном порядке

Как любое сообщество братьев, имеющее свободы и привилегии, дарованные ему Папой Римским, неподсудно светским судам, так и это Братство Михаилитов должно сознавать, что оно находится под особой защитой Папской Унии. Но, чтобы подобная защита никоим образом не вступала в противоречие с законом, мы объявляем, что братия в своих исках кому бы то ни было, сохраняют все свои свободы и привилегии, при условии, что действуют они не злонамеренно, честно и незлобливо по отношению к тем, кого обвиняют, либо кому предъявляют иск. А если им предъявлено обвинение, они ни в коем случае не должны вести себя хитро или лживо по отношению к своим обвинителям. Орден в свою очередь обязуется предоставить убежище и защиту, вызволить из заключения оступившегося брата, но не в случаях, когда Капитул Ордена сочтет, что наказание назначено верно, ибо брат совершил тяжкий, непростительный проступок.

V. О том, как должно высылать собирателей пожертвований

Так как забота о людях и свершение чародейства влекут за собой огромные траты, в соответствии с уступками в привилегиях Ордена, могут быть наделены особыми полномочиями от имени Капитула и высланы сборщики пожертвований для братьев, коии должны быть честны, и выбраны для этой цели, и коии могут оказывать помощь мирянам, а также напоминать людям приходить на помощь Ордену, совершая пожертвования. Они также должны быть примерного поведения, дабы не отвратить людей от помощи Братству и от подавания пожертвований для братьев. Также, они не должны быть неумеренными в тратах своих. Должны также быть установлены конторы и назначены грефье, куда братьям следует вносить цеховой сбор в знак благодарности Ордену за обучение, защиту и кров. Сбор должен быть установлен не более четверти единовременного дохода брата.

VI. О том, как должны братья жить в дружбе и братской любви

Все братья должны вести себя друг с другом так, чтобы дружеское согласие во имя братства не обернулось жесткостью сердца, но должно им обратить внимание на то, чтобы жить вместе, в братской, любви, согласно и дружно в духе доброты, так чтобы могли сказать о них: как хорошо и приятно братьям проживать вместе в единстве, которое есть согласие. Пусть каждый, как только может, несет тяготы другого, и будет прилежен в уважении другого. Никаких злых речей - ни перешептываний, ни клеветы, ни хвастовства о делах минувших, ни лжи, ни проклятий или оскорблений, ссор или праздных слов не должно исходить из братских уст. Но если кто-либо из братьев обидит другого словом или делом, пусть не замедлят они найти примирение, и немедленными словами залечат раны в сердце другого, коии нанесли словом или делом.

VII. О том, как все братья должны собираться на совет

Члены Капитула должны созывать всех братьев, когда они собираются решать вопросы, касающиеся всего Ордена в целом, продолжать ли или изменить политику Ордена, а также вопросы отчуждения земли или другой собственности Ордена, для чего разрешение должно быть получено от Капитула и Собрания, а также вопросы принятия в Орден; затем, то, что решат мудрейшие из братьев после обсуждения, Капитул должен воплотить в жизнь. В случае разногласий, Капитул может решить кто из братьев мудрее; кроме того, благочестие и благоразумие, знания и хорошая репутация должны иметь вес больший, нежели простое большинство. Более мелкие вопросы могут быть решены без всеобщего сбора братьев. Самые мелкие вопросы они могут решать сами.

VIII. Об испытании тех, кто желает вступить в этот Орден

Тому, кто желает вступить в это честное братство должно дать испытательный срок, достаточный, чтобы он познал и освоил науки чародейские и воинские, натуралистические и светские, а братья могли узнать характер его.

IX. О том, как следует принимать детей в Орден

Мы также желаем, чтобы ни один ребенок не был принят в Орден до достижения им своего шестилетия, но не позже десяти лет. Если же случится такое, что отцы или матери или опекуны приведут ребенка в Орден до достижения им своего десятилетия, или же ребенок придет добровольно, и если братья желают принять его, то должно воспитывать его до семнадцати лет, после чего, если он и братья согласны, его должно принять в Орден обычным образом, после испытаний и наречения магистрами Имени. Ребенка мужского пола необходимо тщательно осмотреть и если он рослый, крепкий телосложением, без болезней и изъянов, умный и сметливый, склонный к магии, то принимать такого следует без излишних размышлений. Женщин в Орден принимать не допускается.

X. О том, как следует принимать тех, кто служит из милосердия или за деньги

Если кто-либо, не являющийся братом, желает служить Ордену из милосердия или за деньги фактотумом или ассистентом, так как трудно принять специальное правило, годное для всех подобных случаев, мы заявляем, что это мы оставляем на усмотрение магистра, ответственного за принятие претендентов; далее, никто из братьев не имеет права бить служащих из милосердия или за деньги, кроме тех, кому они служат, которые, дабы исправить плохое поведение своих подчиненных могут подвергать их телесному наказанию, как это принято.

XI. О заботе Капитула о братии

Гийом де Сонак всегда имел с собой розгу и посох, что означает для нас, что судьям должно применять и то, и другое: одно кротко призывает к милосердию, другое - справедливо требует строгости. Поэтому Капитул, который поставлен над всеми и должен сам подавать всем братьям хороший пример, должен и порицать непокорных и принимать больных, и должен ободрять павших духом и быть мягким и терпеливым со всеми, и должен нести в руках своих розгу и посох, согласно словам Первого из нас; розгу бдительности, с помощью которой, денно и нощно следя за вверенным ему братством, он милостиво освобождает ленивых от смертельного сна лености и пренебрежения трудами, усердно и справедливо пресекает любое неповиновение; посох же олицетворяет отеческую заботу и сострадание коим должен он поддерживать морально неустойчивых и укреплять малодушных и разбитых печалью, дабы они, неободренные, не были побеждены отчаянием.

XII. Об участии братьев в войнах

В случае, если два короля, либо князя, либо герцога, либо иные правители или общины пойдут войной друг на друга, братьям не следует выступать на стороне любого из них, как с помощью чародейства, так и силой оружия. Это следует из того, что братья проживают во многих королевствах, княжествах и прочих местах, и не должно быть так, чтобы пришлось им выступать один против другого, брат против брата, наставник против ученика.

XIII. О том, как должны они убеждать, советовать и обвинять друг друга

Если случится, что один из братьев узнает о скрытых грехах другого. Он должен мягко и истинно по-братски убедить его раскаяться и сознаться в своих прегрешениях. Но если тот что-то совершил открыто противу своей совести, или же противу чести коммуны или Ордена, это не должно игнорировать, и должно убедить его предстать перед Капитулом и собратьями и смиренно просить прощения. Но также, если он не согласится признать свою вину и будет приведен к сознанию вины пред Капитулом и братьями, то пусть понесет он строжайшее наказание.

XIV. О том, как братьям должно исправлять свои проступки

Если брат словом или делом совершат пустячный проступок, они должны раскрыть это перед Братством и исполнить указанное тем, во исправление проступка. За мелкий проступок и наказание должно быть соответствующим, если только эти мелкие проступки не повторяются столь часто, что не остается ничего, кроме как ужесточить наказание. Если же случится, что будет кем-либо открыт проступок, коий брат собирались скрыть, должно наказать их более сурово, нежели обычно наказывают за подобный проступок. Если же проступок велик, их должно отделить от общества братьев, и не дозволять им вкушать пищу совместно с братьями и садить их должно отдельно ото всех.

XV. Об участии третьих лиц в спорах братьев

Строго указываем, что если двое собратьев имеют спор или обиду меж собой, или один из них совершил прегрешение или проступок, никто не вправе призывать к решению спора или наказанию виновного никого, кроме Капитула или других братьев. Кто же не послушается и призовет светских владык, чиновников или других третьих лиц для разрешения спора или обиды, тот должен сам предстать пред Капитулом и братьями своими и понести наказание за свои слова или действия.

XVI. О внимательности Капитула в своей свободе действий

Капитул имеет право освободить брата от любого из обязательств, изложенных в данном Уставе, кроме трех - служения ордену, стяжательства славы и помощи людям - и, с должным вниманием ко времени, месту, человеку и нуждам дела, давать подобные освобождения, но делать это таким образом, чтобы в каждом отдельном случае действовать для выгоды дела Ордена, с должным вниманием к благочестию и практическим соображениям